Производство: США, 2009.
Режиссер: Джеймс Кэмерон.
Актёры: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Зои Салдана, Джованни Рибизи, Стивен Лэнг.
Не промахнись, Орлиный Глаз!
Одно шуточное высказывание утверждает, что в мире существует всего три сюжета: про любовь, про индейцев и про новый год. Фильм Кэмерона, рассказывающий про "индейцев" и про любовь был достойным подарком киноманам к новому году. Почти три часа восхитительного зрелища, умопомрачительных спецэффектов и напряжённого действия не дадут жевать поп-корн в унынии. Но спецэффекты - это далеко не все достоинства этого фильма.
Впрочем, сюжет достаточно прост. Морской пехотинец Джейк Салли (Сэм Уортингтон) в очередной заварушке на Земле потерял возможность ходить и перемещается в инвалидной коляске - коляска, на удивление, самая обычная, несмотря на то, что человечество уже давно бороздит просторы Вселенной. Морпех соглашается заменить погибшего брата-близнеца, который был учёным, и отправляется на Пандору, планету с ядовитой атмосферой и уникальной экосистемой, содержащую редкий минерал, и вдобавок ко всему населённую необычными синекожими гуманоидами "на'ви". На Пандоре Джейку предстоит вселиться в "аватар" - искусственное тело, созданное на основе генома человека и на'ви и внедриться к инопланетянам в целях культурного и научного исследования. Без боевого задания - согнать упрямых гуманоидов с залежей полезного ископаемого - тоже не обошлось.
Человечество на Пандоре представлено тремя характерными группами - учёными, военными и дельцами из жадной корпорации. Учёным, как полагается, дела нет до интересов дельцов, они изучают планету и гуманоидов, полностью отдаваясь своей работе. Дельцам учёные необходимы только для изучения минерала. Военные - вообще контрактники, наёмный сброд, побывавший в различных горячих точках, не имеющий гроша в кармане, и Пандора для них - место, где можно прилично заработать, ведь риск высокий, и не каждый согласится отправиться в это чудное место.
Местная Покахонтас
На'ви, аборигены Пандоры, живут в гармонии с природой и планетой, обладают зачатками биотехнологий, "на лицо ужасные - добрые внутри". Хотя внешность у них довольно-таки приятная, на'ви антропоморфны настолько, насколько вообще могут быть антропоморфны инопланетяне.
И вот между этими группами живых существ, включая экосистему планеты, происходит конфликт интересов. В центре конфликта и оказывается Джейк Салли. Ему предстоит решить множество трудных морально-этических задач. Предать своих и защитить инопланетян, которые виноваты лишь в том, что живут на планете с нужным корпорации минералом? Предать инопланетян и обретённую среди них любовь и участвовать в избиении "туземцев" вместе со своими? Зрителю тоже придётся поработать разумом и душой, оценивая выбор Джейка Салли, осуждая его или соглашаясь с ним. Спецэффекты, как уже было сказано, далеко не единственное потрясение, которое предлагает Кэмерон зрителям "Аватара".
Кто-кто... Турук-Макто!
Джейку приходится внедриться в чужую культуру и попытаться её понять и принять. Стать тем, кто видит. Видит иначе, чувствует иначе, думает иначе. Этот момент - идеалистический посыл Кэмерона против ксенофобии, сообщение о том, что даже с чуждым существом можно найти общий язык, если к делу изначально подойти с открытым сердцем, а не со страхом, недоверием и загребущими руками. Есть в этом и некоторая политическая подоплёка, укор обществу потребления, которое зачастую не считается даже с сопланетниками, уничтожая в своих целях всех, кто сидит на необходимых "минералах". Что уж тут говорить об инопланетных туземцах. И если мизантроп Эммерих насылает на головы человечества "2012", то Кэмерон всего лишь грозит пальцем и смотрит на людей далеко не с немым укором.
Это ещё не все проблемы, свалившиеся на главного героя фильма. Пребывание в теле здорового, полного сил аватара и возвращение к своему искалеченному телу - тоже непростая нагрузка для психики. К слову, в 2009 году появилось много фильмов на тему "аватаризма" - "Суррогаты", "Геймер" и "Аватар", достойно завершивший эту цепочку. А вопрос остался тот же - человек для искусственного тела или искусственное тело для человека? Неспроста эта тема сейчас так широко освещается в фантастике. Киборгизированные тела с человеческим сознанием на нынешний момент актуальнее виртуальной реальности, поскольку есть все технологические предпосылки к формированию такого будущего. Создание Матрицы - фантастика, создание ИскИна - всё ещё фантастика. Не Терминатор, не полуживой Робокоп, но людское сознание пребудет в теле робота. Азимовские законы робототехники сразу утрачивают смысл, ибо люди - это люди, их не запрограммируешь.
Возможно, Джейк Салли, по причине искалеченности ставший изгоем среди людей, так легко обрёл своё место среди на'ви. Вечная тема "чужой среди своих, свой среди чужих" реализуется и здесь.
Местная фауна
Кэмерон планировал снять это кино с 1995 года, но технологии не позволяли развернуться на всю мощь. Сам режиссёр говорит, что вдохновением для него послужила книга Эдгара Р. Берроуза "Джон Картер - марсианин". Но видны параллели и с Урсулой Ле Гуин, в частности со "Слово для леса и мира - одно", там живые существа обитают в некой эмпатической связи с планетой. В "Аватаре" сознание умерших на'ви перемещается в корни особого дерева, а вся планета подобна гигантской биосети, где все чувствуют всех. Поэтому даже у убитых животных на'ви просят прощения. Людям, как технократической цивилизации, такая связь непонятна и кажется бессмысленным дикарским шаманизмом, который можно проигнорировать ради бесценного минерала.
Только одна из учёных - Грэйс (Сигурни Уивер) понимает уникальность Пандоры и населяющих её существ. Грэйс представляет типаж учёного-идеалиста, способного пожертвовать своей жизнью во имя науки. Этому типажу противостоят такие классические голливудские образы, как "кровожадный тупой вояка" и "беспринципный делец". Впрочем, актёры сыграли поднадоевшие типажи на уровне, им веришь, им сочувствуешь или, напротив, испытываешь отвращение и брезгливость.
Боевые действия на Пандоре
Природа Пандоры, её флора с фауной и сами на'ви созданы так, что невозможно отделаться от чувства: это всё - настоящее, ни следа компьютерной графики, нездоровых угловатых полигонов и дёрганных манекенов. Даже мельчайшая мимика прорисована так, что на'ви кажутся живыми. Животные необычны, но их биология не вызывает ощущения неестественности. Плавающие в небе горы, живые сияющие деревья, полёты на диковинных существах, от которых захватывает дух. Графика потрясает своей реалистичностью, проработанностью каждой детали и эпическим размахом. Тщательно продуманы культура и язык на'ви, песни в фильме исполняются на нём. Кэмерон всегда был мастером удивлять, причём удивлять так, что некоторые сюжетные промахи или условности становятся незаметными, и фильм обретает цельность и полноту, как любое произведение искусства.
"Аватар" рекомендуется смотреть на большом экране, чтобы оценить все его несомненные достоинства. Пища для размышлений, несмотря на видимую простоту сюжета, тоже богатая.