Производство: по заказу Sci-Fi Channel
Режиссёр: Джон Харрис
Актёры: Алек Ньюман, Ривз Саския, Уильям Хёрт, Джанкарло Джаннини и др.
Источник киновдохновения: Фрэнк Герберт "Дюна"
Мое знакомство с «Дюной» впервые состоялось при просмотре одноименного фильма Дэвида Линча. Признаться, я мало тогда что поняла в этом кино. Но оно меня здорово впечатлило и подвигло на последующее прочтение книги. За что я и благодарна Линчу, несмотря на его вольный пересказ, вернее высокохудожественное изображение, произведения Герберта.
Что же собой представляет творение Джона Харриса? Конечно же, справочное пособие для тех, кто жаждет экранизировать шедевры мировой литературы!
Итак, первое, что говорит благословенный гуру нам – это как правильно работать с текстом произведения. Текст должен излагаться до самой распоследней точки, а если, на ваш взгляд, автор упустил кое-что (ну, устал там, заработался, запутался, виноват, гражданин начальник), то сие всегда можно изменить. Так в фильме одним из главных персонажей становится принцесса Ирулан, которая у Герберта почти всегда появляется косвенно, в виде мемуарных записей. Принцесса не внесла ничего существенного в действие фильма, зато устранена вопиющая несправедливость, которая так возмущала сотни фанатов «Дюны», буквально со слезами на глазах умоляющих Харриса ввести сюжетную линию Ирулан.
Второе – как лучше подобрать актеров. Они не обязаны хорошо играть, не должны обладать запоминающейся внешностью и, тем более, какой-то там харизмой! Что это такое вообще – харизма?
Мы наш, мы новый мир построим!
Попрошу при дитях не выражаться! Мессии достаточно тупо вглядываться вдаль, наверное, чтобы узреть «всю глубину наших глубин». Джессеритская богоматерь Джессика может просто нахмурить бровь или выпучить глаза – и на зрителя нисходит понимание, вот оно – решаются судьбы мира Дюны! К черту систему Станиславского! Возвращение к средневековому театру пантомимы позволяет зрителю не просто смотреть, но шевелить мозговой извилиной и догадываться об истинных переживаниях героев, что несомненно делает фильм высокоинтеллектуальным.
В третьей главе пособия говорится о том, как сэкономить денег на спецэффектах, антураже и костюмах. Во-первых, учитесь у советского кинематографа. Вся заграница делается в братских социалистических странах. Там же можно снять и другие планеты, включая пустынную Дюну. Декорации (пары штук будет достаточно) рисуются за одну ночь на коленке. Во-вторых, компьютерную графику можно заменить кукольными персонажами и особо не напрягаться над их естественным видом. В этом свете умиляет песчаная мышь (Муад’Диб). В-третьих, на работу дизайнера по костюмам желательно пригласить непонятого собратьями по цеху модельера. Его безумная фантазия придаст фильму перца и сгладит недоработки декораций. Белеет парус одинокий на голове Преподобной матери, сверкают небесной голубизной глаза фрименов (в книге они, правда, темно-синие, но об авторских недоразумениях мы уже говорили), бродят по императорскому дворцу навигаторы, похожие на персонажей игры UFO и так далее.
Вот, собственно, и готово кино к употреблению. Пипл, конечно, хавает, но непонятно, к чему данное «шедевральное» полотно было создано? Для того чтобы порадовать глаз иллюстрацией к книге, можно смотреть Линча. Для знакомства с миром «Дюны» надо читать книгу. Для чего смотреть сериал «Дюна» режиссуры Джона Харриса? Это вопрос ко всем киноведам планеты Земля.!