Думаете ли вы, уходя с весёлой вечеринки, поскандалив с парнем, что через неколько минут вас жестоко изнасилуют в подземном переходе? Между прочим, этот жуткий переход снился вам во сне, а накануне вы читали книгу о вещих снах, но не придали обоим фактам особого значения. Думаете ли вы, что правильно поступаете, послушав предупреждение шлюхи, что тут опасно, и сворачиваете с людной дороги в мрачный подземный переход?
Вся наша жизнь - это одна большая причинно-следственная связь. Вы что-то делаете или не делаете, вам что-то делают или не делают, и в итоге вы приходите совсем не к тому результату, к которому стремились. Как говорится, расскажите Богу о своих планах и посмешите его.
А задумываетесь ли вы о последствиях, когда бросаетесь защищать другую шлюху от избиения в мрачном подземном переходе и платите за своё доброе дело собственной задницей?
Наверное, многие уже догадались, что сейчас я пересказываю сюжет скандального фильма Гаспара Ноэ "Необратимость", который я наконец-то посмотрела. "Время разрушает всё" - лейтмотив этого фильма, идея, которую заложил в него режиссёр. Ну да, это банальность. Такая же, как и то, что все наши поступки имеют последствия, и фарш нельзя провернуть назад. Для того, чтобы донести эти банальности до людей, некоторые творцы книг и фильмов выбирают наиболее простой, но действенный способ вдалбливания истин в мозг - через шок.
Меня лично в этом фильме зацепили два вопроса. И ещё третий, но он лежит вне темы фильма.
Первое. Это случайный прохожий, который зашёл в подземный переход, увидел, как насилуют девушку, и малодушно сбежавший. Ни насильник, ни девушка его даже не заметили. Но видел зритель и "закидал поп-корном". Я всё время думаю: окажись кто-то из нас на месте этого прохожего, как бы мы поступили? Ноэ как бы даёт понять через этого прохожего, что все мы - зрители. А когда перестаём быть ими - начинается цепь причинно-следственных связей.
...ad astra
Второе. Героиня фильма именно что перестала смотреть и поплатилась. Если рассматривать сюжет фильма в целом, то видно, что она расплатилась собой за чужие грехи. За своего безалаберного парня, который обдолбался, и только кричал ей, уходящей - "я тебя провожу!", но не сдвинувшийся и с места. За другого своего парня, который всю дорогу мучился сложнейшим вопросом, почему же она с ним не кончала. И, в фильме довольно-таки прозрачные намёки, испытывающий некое влечение к мужчинам. За, собственно, шлюху, которую она спасла в переходе. За всех этих людей заплатил в общем-то ни в чём не повинный человек. Хотя, возможно, её вина была в том, что она выбрала не тех парней?
А третий вопрос связан с гомосексуальностью, которая показана в этом фильме с точки зрения чего-то невозможно скверного. Мало того, что насильнику было всё равно кого трахать, лишь бы в жопу. Гей-клуб Rectum (говорящее название) - это вывернутый наизнанку "Вавилон" из сериала Queer as Folk, но показанный не в виде "комнаты удовольствий", а в виде какого-то мерзкого ада. С таким отражением гей-культуры не надо и гомофобии, проблюются и сами геи. Только вот "Квир" смотреть не будут, а будут смотреть и судить по Rectum из "Необратимости". Кстати, та самая спасённая проститутка на деле вообще оказалась мальчиком. Впрочем, я не утверждаю, что "Вавилон" - это образец, так же, как не образец и Rectum. Это всё киношные гиперболы, направленные на pro et contra зрительского сознания. В жизни всё не так красиво, но и не так страшно, как в кино.
Тем не менее, этот гей-клуб играет на общее жутковатое настроение фильма. Отмечу так же потрясающую игру актёров - Венсана Касселя и Моники Белуччи. После того, что им пришлось сыграть и сыграть на максимуме своих актёрских возможностей, наверное, надо полгода лечиться у психолога. Ничего страшнее той сцены изнасилования героини Белуччи, в которой не было ни крови, ничего такого, просто изнасилование, я вообще не видела. Наверное, это из-за осознания той самой необратимости, которая вот сейчас, на наших глазах, ломает человеку жизнь.
Так что, если вы соберётесь духом это посмотреть, то сначала уверьтесь, что вам это надо посмотреть, что вы переживёте катарсис, а не заработаете несколько дней депрессии. Но на разного рода размышления фильм наводит.