Производство: США, 2008
Режиссёр: Мэтт Ривз
Актёры: Майк Фогель, Лиззи Каплан, Джессика Лукас, Майкл Сталь-Дэвид, Ти Джей Миллер, Одет Жасмин
Репортаж с петлей на шее
Когда я смотрела фильмы про Годзиллу, Кинг-Конга, "День независимости", "Крепкий орешек-4" и даже из последних - "Мгла", я всегда думала: вот это всё рушится к чёртовой матери, а как же люди, живущие вон в тех валящихся домах или идущие по улице, когда очередной супермен крушит очередного монстра? Полагаю, эта мысль пришла в голову не только мне.
Монстро - это метафора. Метафора ужасов, которые порождает человеческая цивилизация. Терроризм, техногенные катастрофы, непонятные новые болезни - всё это в фильме виртуозно и целостно отражено в одной метафоре. В фильме это представлено весьма схематичным чудовищем. Неважно. Чудовище - оно и есть чудовище, в каком бы облике не было. В облике замызганной террористки с поясом смертника, в облике криворукого проектировщика аквапарка, или в облике болезни, пожирающий тебя изнутри. И когда чудовище смотрит тебе прямо в лицо - выжить невозможно.
Вернусь к началу рецензии. Этот фильм - взгляд с другой стороны, взгляд со стороны обычных людей, нас с вами. Хрупких, слабых, беззащитных. Всё, что у нас есть - это мы сами и наши близкие. Никто из нас не супермен, и даже знание правил техники безопасности, умение надевать противогаз, взятое из уроков ОБЖ, и отползание ногами к ядерному взрыву, всё это лишь теория. На практике мы останемся только наедине с собой. И далеко не факт, что кто-то из наших друзей и любимых ринется в самое пекло нас спасать, как это делает главный герой.
Эффект присутствия достигается эффектом любительской видеосъёмки. (Хотя я сомневаюсь в существовании видеокамеры с аккумулятором, который продержится семь часов). Тем не менее, там есть всё, что есть в любой обычной съёмке - трясущиеся руки новичка-оператора, обрывки старых записей и глупые комментарии за кадром и в кадре, кто-то закрывается рукой, потому что стесняется, кто-то корчит рожи, всё, как обычно, как у всех. И вся эта пастораль вдруг нарушается адом катастрофы, которая снимается оператором, потому что он сам в панике и просто не догадывается бросить камеру, делает всё машинально, а потом уже не отключает камеру намеренно. В некоторых кадрах узнаётся калька со знаменитых кадров 11 сентября, когда рушится небоскрёб, и клубы пыли катятся на прохожих, а оператор бежит в сторону и прячется за машинами.
Мы проходим через всё, что принёс Монстро, вместе с героями. И, наверное, какая-то наша часть умирает вместе с ними, когда они погибают все до одного. Как ни странно, в фильме, как и в любом фильме-катастрофе есть некий психотерапевтический эффект. Только, если в фильмах о суперменах он нацелен на то, что "а вдруг я тоже супермен? и буду также ловко убегать, а то и отважно бороться с ужасами?", в "Монстро" совсем другое. Вместо конфетки "бобро побеждает осло" фильм даёт горькую правду.
Зло побеждает, потому что оно сильно, а ты - слабый и хрупкий, ты не можешь с ним бороться, ты не можешь от него убежать, ты вообще ничего не можешь сделать, но у тебя есть ты сам, и тот, кого ты любишь. Жизнь конечна, с монстро или без, но она ценна сама по себе каждым своим моментом, ценна дурацкими видосъёмками, глупыми разговорами, тупой толкучкой в магазинах, ценна всем, что может тебе предложить. Будь готов, просто будь готов внутренне, что это может случиться с тобой, не думай об этом постоянно, но постарайся не потерять то, что у тебя есть. И, возможно, не придётся возвращаться за своей любовью в самое пекло и там погибнуть вместе с ней. Потому что - это жизнь, и в ней может случиться всякое. И спасение тоже.