Производство: Великобритания, США, 2004
Режиссёр: Джоэл Шумахер
Актёры: Жерар Батлер, Эмили Россам, Патрик Уилсон и др.
Источник киновдохновения: Гастон Леру "Призрак оперы"
Кто в доме хозяин?
Экранизация Джоэла Шумахера оказалась ярким гламурным полотном, где игра актёров не столь важна. За них играют сюжет, музыка, антураж, костюмы. Невольно сравниваю эту экранизацию с фильмом Дарио Ардженто (1998), где в роли Фантома снялся обожаемый мною Джулиан Сэндз. И хотя фильм Ардженто совсем из другой жанровой оперы, тем не менее, прошу прощения, я буду иногда сравнивать эти фильмы по некоторым моментам. Роман Леру я не читала, поэтому не знаю, какой из фильмов ближе к тексту, так что судить буду со своей колокольни.
Понятное дело, экранизация Ардженто мне понравилась намного больше, хотя чую, что яркая, сверкающая, как китайские петарды, поделка Шумахера окончательно утопит фильм Дарио в Лете. Поскольку о нём и так плохо
He's there, the Phantom of the Opera!
отзывались и критики, и зрители. Конечно, как я и сказала, игра актёров у Шумахера не столь важна, но всё-таки... У актрисы, играющей Кристину, всегда одинаковое выражение лица, и есть у меня такое чувство, что лицо ей лепил тот же мастер сцены, что делал Фродо. Кристина одинаково жалобно выпучивает огромные глазищи и на Рауля, и на Призрака, и на всё, куда упадёт её взгляд. Не спорю, что девушка она миловидная (хоть и уступает в чувственности Азии Ардженто), певица замечательная, но актриса никакая. Рауль недалеко от неё ушёл. И всю актёрскую игру в фильме на себе тащит Жерар Батлер, то бишь, Призрак. У него эмоции несколько разнообразней, и вообще он довольно-таки обаятельный и харизматичный мужик, даже в изуродованном виде.
In all your fantasies...
Образы Призрака в фильме Шумахера и Ардженто сильно отличаются. Если в фильме Ардженто Призрак деятелен, напорист и безжалостен, как и положено существу, прошедшему школу жизни в мрачных подвалах, то в фильме Шумахера Призрак похож на рефлексирующего интеллигента, замученного комплексом неполноценности. И если Призрак Ардженто не то, что не вызывает жалости, он даже не предрасположен к ней, то Призрак Шумахера жалок и несчастен.
И гламурно, и готично
Призрак Ардженто рождает некое извращённое желание (недаром, в этом фильме Кристина ему отдаётся и живёт с ним некоторое время), то Призрак Шумахера достоин только поцелуя из милосердия (со словами "уродливая тварь"), хорошо, хоть не в лобик или щёчку. Увольте, мне такая трактовка образа не нравится, хотя она и ближе к реальной жизни. ;) И только игра Батлера, вся на нервах, спасает падение образа в уничижительную бездну с нарушением канонического демоническогро образа Фантома.
Ещё в фильме полно того, что неподражаемый Пётр Семилетов называет "игрой напомаженными гуталином бровями". Например, Призрак так часто театрально закидывает свой плащ на плечо, что вместо красивого эффекта,
получается нечто комично-мультяшное. Лично у меня это вызывает только улыбку. Имхо, можно было обойтись и без этих заюзанных мировым театром и синематографом телодвижений.
Вот вы сейчас думаете: опять Мировое Зло ругается, всё ему, как всегда, не так. Но на самом деле фильм очень неплох, радует глаз и слух. Рекомендуется визуалам, а также тем, кто любит всё гламурное, изящное, яркое и с чётко-регламентированными сценарием эмоциями. Ну и, соответственно, любителям оперы и мюзиклов. Может быть, и я посмотрю фильм Шумахера ещё раз. Точно, посмотрю обязательно. Однако грязная и всеми обруганная поделка Ардженто всегда будет inside my mind.