Производство: Artisan Entertainment, 2000
Режиссёр: Даррен Аронофски
Актёры: Эллен Берстин, Джаред Лето, Дженнифер Коннелли, Марлон Уэйанс и др.
Если я скажу, что это кино о том, как хреново быть наркоманом – это будет правильно. Если я скажу, что это кино о зомбификации женщин всего мира различными телешоу «Похудей за пять минут!» - это тоже будет верно. Но все сказанное вторично по отношению к основной идее фильма об отношении человека с собственными мечтами.
А отношения эти порой сложные, ибо человек сам не всегда знает, чего хочет. Хочет ли он помочь любимому человеку, или все-таки себе любимому? Хочет ли человек обрести прекрасную фигуру или попасть на телешоу, а, может, это всего лишь один из способов привлечь внимание к своему скудному существованию? В любом случае, это все мечты, жалкие, запредельные, противоречивые, преступные, несуразные, запутанные, как и сама человеческая жизнь, мечты. Тот, кто научился с ними справляться и загонять в угол, еще может выжить и остаться в здравом уме. А тот, кто поддался искусительному блеску фантазий, тот, кто уже видел нечто, существующее за горизонтом, тот погибнет. Кто сразу, кто постепенно, в жутких мучениях… Вот, что сообщает нам режиссер. Если ты позволил мечтам овладеть тобой, будь готов к большой заднице на собственном пути. Мечты ударят тебя электрошоком, мечты изнасилуют тебя, мечты заставят тебя драить чужое дерьмо, мечты отрежут твою искушающую руку…
Это очень злое кино, злое и страшное. Это насмешка над самой человеческой сутью, которую всегда тянет на приключения. Что есть человек без мечты? Ничто, растение. Что есть человек, раб своих желаний? Ничто, растение. И нет гармонии между достижением желаемого и действительностью, нет, и никогда не будет. Ведь действительность подавляет людей, а эскапизм удаляет из реальности вообще. Все мы «сидим» на чем-нибудь – Интернет, алкоголь, сигареты, музыка, спорт, желание выиграть в лотерею Фортуны… И каждый из нас имеет шанс оказаться на месте героев фильма, когда придется отгрызать искушающие тебя части тела или сознания.
Ну, конечно, не все так мрачно, как я описала. Просто после просмотра «Реквиема» появляются мысли именно такой направленности. Потом уже полегче. Иногда возникает желание сравнить эту работу с фильмом Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» в части зашкаливания эмоций и некоторого негативного перебора в социальных отношениях. Например, меня удивляет врач, который не оказал помощь умирающему от гангрены парню-наркоману, а со спокойной душой сдал его в тюрьму. В тюрьме с парнишкой тоже проваландались, пока он чуть не загнулся на глазах у охраны. Что это за доктор такой, я спрашиваю? Но в отличие от Триеровской работы, в «Реквиеме» нет ничего от жестокой сказки и слезливости. Только моральный шок от увиденного.